Раввин Коган Зиновий Львович
Коган Зиновий Львович
Зиновий Львович Коган был российским крупным религиозным и общественным деятелем, совершивший за свою жизнь неоценимый вклад в духовное наполнение нынешней современной России, был раввином мемориальной синагоги на Поклонной Горе.
Раввин Зиновий Львович был патриотом России и очень любил Москву.
Он являлся вице-президентом в Конгрессе еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР) по связям с общественными и государственными организациями.
Раввин Зиновий Львович Коган активнейшим образом принимал участие в межконфессиональном диалоге с христианскими, мусульманскими и буддийскими общинами России, присутствуя на множестве встреч и мероприятиях, организованных для общения и решения общих задач российскими конфессиями.
Он обладал уникальным даром – умел совершать переход через границы различных культур и социумов.
Также Зиновий Львович был членом экспертного совета комитета государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений в её экспертной группе по вопросам совершенствования законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений.
Биография
1941 год – Зиновий Львович родился в Алтайском крае в селе Чесноковка 6 декабря.
1959 год – завершает обучение в средней школе города Днепродзержинска.
1959-1964 годы – поступает и учиться в Московском инженерно-строительном институте. На первом курсе института ему удалось получить венское издание Торы 1876 года. В то время её изданий на русском языке не было, а ивритом Зиновий Львович ещё не владел, и он перевёл и переписал на русском языке это издание. В годы учёбы он часто посещал синагогу и вспоминал своё детство. Его семья была религиозной.
В те же годы создаёт семью.
1964-1971 годы – учится на вечернем отделении в Московском Государственном Университете имени М.Ломоносова на философском факультете.
1964 — 1991 годы – работает в «Гипрорыбпром» проектно-строительной организации на должности инженера-гидротехника. За это время работы принял участие в строительстве портовых сооружений в Керчи, Петропавловске-Камчатском, Находке, Севастополе – в бухте Камышовая.
1967 год – участвовал в неофициальном религиозном движении среди евреев Москвы. Читал 12 июня в память о погибших евреях в Израиле в шестидневной войне своё стихотворение в Московской хоральной синагоге.
1971 год – организовывает в подполье кружок для изучения Танахи совместно с Зеевом Вагнером и Элиягу Эссасом.
1972 год – публикует написанные им рассказы в журнале «Евреи в СССР», в серии «Библиотека Алия» и в ряде зарубежных альманахов.
1975-1985годы – учится в московской ешиве Эссаса.
1985 – становится членом редколлегии в журнале самиздат «Тарбут».
1986-1988 годы –проходит в США в Лос-Анджелесе раввинский семинар Эрл Каплан.
1989 год – основывает реформистскую общину «Гинейни» первую в СССР.
1993 год – избирается председателем РООПИ (Российский союз объединений прогрессивного иудаизма).
1996-1997 годы – становится директором благотворительного фонда «Яд-Эзра».
1997 года – избран председателем КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).
2001 года – становится членом президиума РЕК (Российский еврейский конгресс).
2011 год – назначается вице-президентом КЕРООР по связям с государственными, общественными и религиозными организациями.
01 мая 2020 – Зиновий Львович скончался в Москве.
Семья
Своё детство Зиновий Львович провел в селе Каменское под Днепродзержинском. Семья была религиозная, бабушка с дедушкой разговаривали с внуком на идише. Папа был родом из Гомеля, но идиш он не знал, также как и мама Зиновия, но понимали его. Дедушка водил внука в молитвенный дом по субботам. Часто там случались милицейские облавы и маленькому Зиновию было от этого страшно.
Он понимал, будучи ещё маленьким, что людей забирают за то, что они молятся. Этот страх не покидал его в последствии даже в Москве во время учёбы. Но были и радостные моменты – праздники. Дедушка научил внука радоваться в эти дни, и они очень впечатляли Зиновия, потому что он научился восхищаться прелестью человеческой жизни, поняв, что она всего лишь миг, и в праздничные дни нужно примиряться.
Именно дедушка оказал большое влияние на духовное развитие Зиновия Львовича и благодаря ему он стал понимать, что такое религия. Дедушка открыл для него иудаизм.
Отец поощрял страсть в сыне к писательству. Ещё в пятилетнем возрасте он начал сочинять мини-сценки для постановочных импровизаций с друзьями мальчишками и каждый раз это были новые сказки, истории, в которых у каждого была своя героическая роль и в дальнейшей, уже взрослой жизни Зиновий Львович реализовал свой писательский талант.
Раввин Зиновий Львович был счастливо женат и в его семье родилось трое детей – двое сыновей, Андрей и Илья, и дочка Анна.
Мнения
Раввин Зиновий Львович Коган в своё время поддерживал идею патриарха Кирилла о добавлении в преамбулу Конституции России упоминание о Боге. Он сделал своё предложение со следующей формулировкой – «благослови и сохрани Бог Россию».
Раввин считал религию образом жизни. По его мнению, молитва обязательна, но нельзя её идолизировать. Так учил его дедушка Наличие качеств скромности, богобоязности, отсутствие хапужничества и думы не только о себе и своей семье – это религия по мнению Зиновия Львовича. Самым главным он считал мысли человека. Он говорил, что молчаливое размышление – это главная молитва и самая сильная. Сильней такой молитвы только поступки человека.
Интересное своё мнение высказывал раввин Зиновий Львович Коган о клонировании людей. Он не видел в этом ничего страшного и считал, что если подобный человек придёт в синагогу, то его с радостью примут в общину. Он считал клонов полноправными людьми, если они будут соблюдать Божии заповеди и к ним нужно относиться также, как и к остальным членам общины.
Раввин Коган считал самой большой угрозой ассимиляцию евреев. И по его мнению антисемитизм играет не самую важную роль в этом процессе, а в самих евреях. Он говорил, что необходимы талант и внутренние ресурсы, чтобы продемонстрировать еврейским детям, что евреем быть здорово и что это такое. Его расстраивало, что в процессе ассимиляции молодые евреи, проходя на улицах и видя антисемитские надписи не воспринимали их в отношении себя. Он считал, что лидерам евреев необходимо решить, что есть хорошего в евреях, что они могли бы дать другим и, что могло бы сохранить самих евреев. Если этого не произойдёт, то, по его мнению, в России через два поколения произойдёт полная ассимиляция евреев и ни один еврей не откликнется и не придёт в синагогу. Ведущую роль в остановке этого процесса Зиновий Львович видел в деятельности раввинов, он считал, что именно они должны стать мотором в процессе остановки ассимиляции.
Зиновий Львович всю жизнь занимался установлением добрых и дружных межконфессиональных отношений и после своей поездки в ОАЭ высказывал искреннее приятное удивление от уровня толерантности и религиозной терпимости в этой стране. Он мечтал и работал над сближением народов, их религий и культур и был рад, что этот процесс идёт побывав в эмиратах.
Публикации
Раввин Зиновий Львович Коган оставил нам в наследие свои писательские труды:
- книга «Эй, вы, евреи, мацу купили?» Издательство «АСТ», 2015;
- сборник рассказов «Вкус жизни и свободы» Издательство: Литрес: Самиздат.
Зиновий Львович с огромным удовольствием всегда общался с журналистами подолгу давая им интервью, где высказывал свои взгляды, идеи, надежды и делился воспоминаниями. Также он с удовольствием общался и с иностранными журналистами после того как это стало возможным после распада СССР. И очень часто от них ему задавался вопрос, почему он не уезжает в Израиль. Зиновию Львовичу приходилось объяснять, что он любит жить в России и в любимом городе Москве. Журналисты, бравшие у него интервью вспоминают его как очень жизнерадостного, доброго и мудрого человека.
Награды
Раввин Зиновий Львович Коган получил государственную награду России, за его деятельность, которую оценило руководство страны – медаль ордена 2 степени «За заслуги перед Отечеством».
За его деятельность в установлении межконфессионального диалога он получил награды от верховных лиц других конфессий России, которые высоко его ценили:
2007 год – получил орден 3 степени Святого Благоверного князя Даниила Московского от Русской Православной Церкви;
2012 год – получил медаль «За духовное единение» от муфтия Равиля Гайнутдина.